О компании 

 

 Каталог моторных яхт 

 

 Продажа яхт б/у 

 

 Статьи 

Тел: +7 (926) 611 56 86
 
 
Korabli.ru
Настоящие Корабли
english russian
  Altena -   Moonen - Яхты из стали и алюминия как водоизмещающего, так и переходного режима движения. Входит в пятерку лучших верфей мира.   Nordhavn - Легендарные экспедиционные моторные яхты, которые прославились своими походами через атлантику и кругосветными путешествиями.
  De Alm - Эталон голландской  добросовестности. Настоящая яхтенная классика для тех, кто понимает...   Marlow Marine -   Northern Marine -
 
 
 
О компании 
Каталог моторных яхт 
Продажа яхт б/у 
Брошюра De Alm 
Статьи 
Доставка и перегон 
Обслуживание яхт 
 

Статьи и новости / ХРОНИКА БЕЗУМНОЙ НАВИГАЦИИ

РЕЙН

Я стою на мостике Варяга – ты стоишь одна на берегу…
Гламурно. Ветрено. У каждого свой парад. Скупая мужская слеза сурово капает на ленточку бескозырки. Все как в песне. Вымпелы вьются – цепи гремят. Пощады - никто не желает. В общем - ухожу в море… прощайте, мадмуазель – сердце в якорях – душа в тельняшку… адрес полевой почты - на Яндексе… маршрут: Рейн – Майн – Дунай – далее везде…

Слышится прощание Славянки. Это она – шерше – её – ля фам - в Москве, в доме на набережной – лицемерным платочком промакивает тушь на ресницах.

Дорогая – киньте мне на воду бескозырку – я все прощу!

Внешне мой уход выглядит так: надо перегнать стальную яхту из Голландии на остров Кипр не морем, как делают нормальные люди, а реками. По маршруту, где доселе не бывало русского яхтсмена – вверх по Рейну и Майну – вниз по Дунаю, из варяг в греки.

- Ниже Будапешта – жизни нет – констатировал голландский капитан Харм Ван Дер Вал – и посмотрел на меня участливо как на тяжело больного – донт гоу – туда, Алекс – там ходят только камикадзе и дунайские капитаны – запомни мой совет – никогда не ходи ниже Будапешта…

- Но, мин херц – возражал я – у меня вся жизнь сейчас - крэйзи навигэйшн… Знаешь – мы отлично умеем ходить по жизни как по морю, пока в душе не заштормит – и тогда вдруг обнаруживаешь, что оказался в области, на которую у тебя нету карт… Только компас, который безбожно врет… Это проблема верифицируемого пеленга… Так что вся моя жизнь сейчас аварийное плавание. Ты говоришь – «крэйзи» – отлично ! – обучимся плавать на ваших речках – глядишь и внутренняя навигация потихоньку отстроится – снова включится в сердце Джи Пи Эс.

И чем больше отговаривали меня голландцы – тем больший появлялся азарт. По всему выходило – что мы будем первой русской яхтой, покорившей Дунай – если пройдем – конечно. «Пройти можно!» – решили мы с моим напарником по походам – был со мной как всегда - дружище Антон – бывший старпом и штурман того самого «Курска» – списавшийся на берег за два года до гибели подлодки.

Яхтсмены говорят – «лодка» – и всегда - ОНА – но у нас – без сомнений - ОН - во все свои 54 фута – крепко сбитый, мужественный и элегантный траулер голландской верфи де Альм - стальной экспедиционный корабль океанского класса, заточенный как раз для таких походов на многие тысячи миль.

Вообще за всей этой пугающей цифирью из нулей и километров стоит одно – очень трудно отвязаться от берега. Это как с женщинами – все время в сотый раз оборачиваешься не в силах разорвать невидимые нити…

Тут главное – в грудь побольше воздуха набрать для отваги, и, как набрал, сразу нырять в неизвестность – без рефлексии…

Поэтому, когда на борт уже родной нам яхты прибыл Георгич – полномочный и властный представитель владельца – мы решили больше не ждать ни минуты – вдохнули глубоко – выдохнули и отдали швартовы…

РЕЙН

Идем. Вот он Рейн. Май месяц. 3 градуса тепла – снег с дождем – ледяные свинцовые волны… Ветер… Белая стремнина фарватера в водоворотах – поверхность реки вся во вмятинах как фольга - течение ощущается буквально физически – Рейнские воды скорее любого паводка… зазеваешься на руле с углом атаки – ослабишь упор винта – эти струи вмиг развернут яхту лагом к волне а дальше как хочешь – так и выруливай… ветрено… лихо… зябко… Постоянно на нервах – навстречу синие отмашки встречных судов – фарватер гуляет от берега до берега. Все время расходимся то правыми-то левыми бортами. Судоходство на Рейне - самое интенсивное в мире. Движение в обе стороны как на хайвэе - идут по шесть барж в бортовой сцепке, полреки перегородив… Только кофе глотнёшь – уже расходиться надо. Шарахаемся от них - от мелей и системы подводных дамб, направляющих русло. За 4 часа короткой вахты – весь выжат как устрица. Нет ни шуток – ни мыслей… Сменивший меня Антон нервно курит… Начинаю что-то понимать… похоже вечер перестает быть томным – если это только начало – что же ждёт нас завтра на трех тысячах речных верст ?!

Для Георгича и Антона – это – территория – количество пройденных миль. Для меня – карта – проекция себя на нее – развертка смысла… на этой карте есть и ты дорогая, и я - и наши пеленги друг на друга. Вот только привязка к Северу отсутствует – курсовые углы неизвестны – поправку места и девиацию компаса придется по пути уточнять…

В горы – вверх - против течения – любит не любит – не об этом речь – только мили в обмен на сердечные такты – дают то – что не в силах дать эффект присутствия – радугу силовых линий - вопреки дистанции… Отправляю любимой пунктир первых путевых впечатлений – зуммер ответной смски вибрирует – превращая телефон в жужжащую фрезу, режущую свой узор прямо по сердцу… «Как ты меня достал ! Ставлю тебя в игнор ! Исчезни!» - М-мда… Мадмуазель – а ведь вчера вы ещё писали : «Огорченья прибавляет даме – то, что лучшие мужчины в Амстердаме» ? Вот и пойми Вас – девушек… Хотя… В этом что-то есть… Выполняю вашу просьбу, красавица - сливаюсь с линией горизонта… исчезаю в координатной сетке…

Моим спутникам не до девушек. Георгич изучает матчасть – обложился инструкциями… Антон, едва проснувшись, откладывает версты на карте… Подводим итоги вчерашнего дня. Скорость Рейна здесь 12 – 13 км в час. Наш ход на двух моторах 11 узлов – то есть примерно 20 км в час. Отсюда скорость против течения – чуть быстрее пешехода. Столько усилий - полсуток тяжелейшей вахты и за весь световой день нашей борьбы с течением – вот результат - максимум 80 км. Ммдаа – на карту предстоящего пути даже смотреть страшно – если эдак ехать и дальше – когда ж мы к Дунаю придем?!

Пока дискутировали – чуть не впилились в подводную дамбу – Антон покрыл меня трехэтажным матом и вернул к навигации – во-он впереди мостик – а за ним баржа летит по течению - нам бы с ней разъехаться до мостика – иначе туго нам обоим придется – на таком течении много причуд. Вот, скажем, нос корабля смотрит в створ разрешенного прохода – вы думаете раз смотрит - то мы как раз туда и едем? Зря так думаете – едем мы как раз - боком – тут боковой снос - свальное течение - плюс ветер. Ежели не принять мер - так боком под мостом и раскорячимся - на бульбе у баржи – в общем не расслабишься. Свои навигационные знаки – свои семафоры – все свое на Рейне – ну и да – про автопилот до моря можно забыть – вся рулежка – ручками – ручками… Только разошлись - уже «пассажир» несется – эти вообще прут - дороги не разбирая – у них расписание – так что спасайся, кто может…

Вообще, тот, кто на Рейне ни разу с баржой не расходился, вряд ли поймет наши страхи… а они вполне обоснованны… Принцип, что на море, что здесь на реке – один, простой и убойный – опасность всегда ближе и значительней, чем кажется глазу… Только представьте себе – такое чудовище – баржа - двойка с двойной бортовой сцепкой… Это значит 100 плюс 100 метров в длину и в ширину 30 плюс 30 – а весь фарватер метров 150 – несется это чудовище по течению километров сорок в час без тормозов – время перехода с полного хода на маневренный у нее секунд десять – да на полном реверсе - выбег вперед ещё метров двести - это минимум, не считая бокового сноса. Ошибка в перекладке руля на несколько градусов – если дело происходит перед мостом или, скажем, наша яхта у них по носу – и все – либо моста нет – либо наша баржа на берегу - либо мы - как шашлык - одеты на ее форштевень… Поэтому в бинокль приходится пялиться с фанатизмом – начинать расхождение где-то за километр–два – почти сразу, едва углядев супостата – ну и нервы в комочек – в комочек…Потому что на воде все время кажется, что расходимся. Ан нет – еще руля крутить надо. Да при этом не забывать про течение – про то, что фарватер всегда сгулять может . И бакены успевать фиксировать и дамбы, и мосты, и знаки … В общем – адреналинное - это занятие расходиться… Впрочем - как и в жизни – расходиться – расставаться – прощаться - всегда дело нервное…

Как вы там без меня, красавица ? Не штормит ? У меня вот вроде река… а внутри – от одной вашей смски - все баллов десять по Бофорту… Ладно… прикачаемся …

С самого утра, едва прошли символическую границу между Голландией и Германией, под ложечкой нехорошо засосало – Дуйсбург… Дюссельдорф… Рур… это только на карте рурского промышленного района каждый город у них стоит отдельно – а здесь как-то разом берега выросли метров на десять, уходя в воду отвесными бетонными стенками – горизонт вспороли острые углы – вертикали - переплетения труб и башен – циклопические змеевики – исполинские краны – морские причалы – терриконы и микрорайоны контейнеров – черные – серые – красно-кирпичные корпуса – заводов и фабрик – столетней еще постройки – (сколько ни бомбили их американцы в 45-м – свидетельствую – все цело – все на месте – видать – хорошая у немцев была ПВО) и рядом с этим наследием мрачных времен - стекло и сталь новейших производств. Все это по берегам – вся мощь Германии как на открытке. Все чистенькое и унылое как серый дождичек, капающий нам за шиворот. Едем – едем – едем – большая химия – большая металлургия – большая логистика – порты – терминалы – баржи десятками на якорях – сразу понимаешь, здесь люди работают много и тяжело. За этим - гигантская экономика – невероятная сила… все это живет... дышит… лязгает – и коптит дистиллированным евровыхлопом… вообще – если здесь настойчиво и долго жить, глядя на эту картину, то ничего другого – кроме гестапо – в итоге изобрести не получится – очень уж уместно впишется в эти казематы – тупики и стенки – опрятненькое ведомство папаши Мюллера… ну это так – навеяло… пейзаж такой…

– «Хальт» - вдруг раздалось у меня прямо над ухом. Неужели они? Ахтунг – ахтунг... Петля времени? Рестарт топографии? Перезагрузка пейзажа? Как в детстве учили… Лихорадочно вспоминаю уместные в таких случаях ремарки … Патриа о мурте ! Но пассаран! Абахо пиночето миардо…

Нет… это что-то – не то…
Во, вспомнил – Нихт – комиссарен – унд партизанен… Дас ист русиш матрозен унд капитанен – моторботен дранг нах Дунай – чемодан - вокзал - Москва их бин фон копфф бисфус! - их либер шайн гезойль!

А как же любовь… львы… прощание Славянки ? Нет лучше так ! –
Наверх вы – товарищи - все по местам ! Под черной пилоткой - стальные глаза ! Всё… Аллес…Последний матрос Севастополь покинул... Уже подходят к борту – берут на апгемахт - в цугцванг! - Слышите – айн – цвай – драй – за неимением кингстонов - готовим гальюны к затоплению – вымпела – к подъему… Теперь – по первому сроку – найн гехапт унд цурюк - главный калибр – по боевому расписанию…

Просветленный – выхожу к борту… Цумбайшпиль !!!

Вот так – вот так – вот так - ахтунг – ахтунг – ахтунг! айн-цвай-драй – гребцы из сил выбиваются – одна, другая, десятая лодка – рядом их гросстренер на катере с мегафоном – айн - цвай – драй – ну чисто кинофильм из детства – «Большие гонки»… Дальше – мы уже не вздрагивали - эта фонограмма преследовала по всему пути через Германию – куда ни зайди – куда ни поворотись сынку – всюду они – под мегафон - гребут – гребут -- гребут – и в дождь, и в закат, и на рассвете… "ун дер нахт бляб гермейшен герр наляйнен"

Сильно спортивная страна - Германия – много в ней лесов – полей и рек – и везде – куда ни глянь – люди спортом занимаются – вот кемпинги и палатки рядами – равняйсь - квадратно-гнездовой позитив на километры – перед ними отцы семейств, отпив пивка, усердной рысцой туда – сюда бегают – Гутен Таг – Херр - Натюрлих – Херр - еще бы не гутен ! – айне кляйне бир и еще айне унд кляйне – сразу понимаешь – все зер гут - спорт и культурный отдых пришли в широкие массы – шезлонг к шезлонгу – бампер к бамперу – байдарка к байдарке – и никаких костров – боже упаси…

Утро как положено - встретили дождичком. Вообще всю дорогу почти – куда бы мы ни пришли – тут же местность исправно становилась деревней Гадюкино – Исландский Вулкан застил небо… Европа в мае тонула в дождях и наводнениях. Вода… вода… вода… и снизу и сверху… Преодолеваем Вселенский императив… Едем…

Словно замок Заурона из Властелина колец – выросла на горизонте громада Кельнского Собора – сам Кельн оставался еще за поворотом – а стрельчатая готика средневековья рвалась в небо – протыкала его своими иглами – звала к звёздному старту – было впечатление – что не к собору подходим - а к гигантскому космодрому – где ракеты нацелились в небо – еще секунда другая и прозвучит – обратный отсчёт «на старт» – врубятся планетарные двигатели – и громада собора словно гигантский звездолет Тантра, проткнув озоновый слой, уйдет в космос.

Глядя на это великолепие – понимаешь - германская цивилизация шла и росла от Рейна – рейнские города развернуты на реку – все лучшее – что есть в них – отчетливо видно с воды – зелень парков, разноцветные фасады зданий, витки автобанов, храмы, соборы, кирхи, рестораны, причалы с белоснежными пароходами и мосты, мосты высокие – веером первоклассных дорог разбегающееся по всей Германии – арочные, стальные, ажурные, подвесные, летящие над водой на высоте тридцати-сорока метров... в одном Кельне этих мостов с десяток, а был еще Бонн – пафосный, парадный и нежный, за душу берущий чудом цветущих садов и парков – вся Германия от Бонна на юг – вверх по Рейну как один ботанический сад – в этом цветении - как-то сразу и внезапно пошли горы – скалы – перспективы – вон вдалеке первый замок – чья-то резиденция с флагами – вон второй – вон третий – потом со счета сбились – потом уже лень было лезть за фотоаппаратом – замков и крепостей столько – никакой флэшки не хватит отснять.

Но и здесь не обошлось без адреналина – полста километров Рейна от Сент Герхаузена до Ширштайна – сплошной экстрим – цепочка ущелий с кипением воды на буях – лежащих на боку от её напора – с порогами, изгибами русла и стоящими по берегам семафорами поворотов – за которыми все время мерещится встречный корабль – хотя быть его не может – в ущелья пускают по одному – все учтено немецким порядком - сигналы входного и выходного семафоров синхронизированы – границы фарватера отмечены и четко организованы – километры пронумерованы – все опасности нанесены на карту, и все равно – страшно, стихия – мощь горной реки – симфония камня – скалы , наступающие на кораблик со всех сторон – водовороты – увидеть такое хоть раз в жизни – конечно – стоит – увидишь – не забудешь – а если сам пройдешь и прорулишь эти полста километров – ломая глаза в бинокль – ища береговые ориентиры – обруливая огромные булыжники посреди фарватера – то всю жизнь во сне будешь видеть кипение рейнской воды – буи – перекаты – и скалы – скалы – скалы – настоящие дикие – отвесные – с крепостями и замками на вершинах друг против друга… одни названия чего стоят – Бингенская пучина ! Большой и малый Ункельштейн ! или вот – легендарные - Никса и Лорелей. названные в честь местных нимф, воспетых Гейне и Гельдерлином…

Заняв господствующие высоты на одноименных скалах – две означенные девы сканируют горизонт, высматривая себе женихов… Начав с Улисса - специализируются на таких как мы - мореплавателях – по наиболее перспективной добыче работают - шепчут, поют, являются в эротических снах…

… Чтобы там ни говорили легенды и мифы, следует признать - место это действительно опасное, да еще и самое - глубокое на судоходном участке Рейна. Наш эхолот показал нам глубину реки в 28 метров. Зажатый отвесными стенами, Рейн тут превращается в бурный поток с очень быстрым течением. Кстати - аварии судов у этих скал все равно происходят – несмотря на немецкий порядок. В 2003 году возле Лорелеи вылетел на камни пассажирский теплоход с 349 пассажирами на борту. Причем сел капитально и так, что был поврежден руль и винты. Корабль потерял управление и сильным течением его ударило о левый берег. Погибших не было но 41 человек были ранены, 3 из них тяжело. Вот так вот – дорогая - сказки сказками… Но пройдя Лорелей и Никсу, мы с Георгичем и Антоном зареклись - о любимых бабах думать только после вахты…

МАЙН

В Майн вступили как-то исподволь - без пафоса – без ангельских труб – просто дали лево руля на развилке – и вкатились в лебединую зеркальную гладь – лебеди белоснежные повсюду – за каждой излучиной – до самого Франкфурта и после – вода чистейшая в Майне – темно-кофейная и прозрачная – зелень газонной травки и чистота по берегам – время остановилось – городки за крепостными стенами – башенные часы, бьющие полдень и полночь – колокольные звоны.

Но дальше – подъем в настоящие горы – к Дунайским верховьям – система шлюзов, масштабов почти марсианских – каждые полчаса хода – новый шлюз – пуще прежнего - сначала подъемы по семь – десять потом по семнадцать и двадцать метров – это не раз и не два – это десятками – тридцать четыре шлюза на самом Майне – двадцать на его канализированном участке – шестнадцать в верховьях Дуная для подпора реки и сброса паводков – этот каскад идёт до самой Вены – и наконец – уже в Сербии – знаменитые советской работы плотины со шлюзами - Джердап один и Джердап два – опускающие сразу на 38 метров каждый – построить все это в горах – скорбный и немыслимый труд – что там наш трагический Беломор – проложенный в карельских болотах – здесь немцы гранитные скалы грызли – альпийские предгорья штурмовали, карячились на ударных стройках капитализма – понятно - что затраты были бешеные – еще в 19 веке – работы начали – а завершали уже в восьмидесятые - девяностые годы двадцатого столетия – отсюда – все шлюзы разные – ни одного похожего – на одном крюки – на другом рымы – на третьем – швартовные кнехты – одно их роднит – что спуск – что подъем – надо человеку пыхтеть и маяться - по тринадцать - пятнадцать рымов на их вертикалях – весь процесс подъема – спуска идёт на швартовах - вручную – за редкими исключениями - рымы неподвижны – это вода вверх- вниз идет и мы втроем прыгаем с веревками как акробаты - стоишь у борта под дождичком – внизу искусственного ущелья – сверху на тебя тина и грязь капает вместе с водорослями – небо где-то далеко с овчинку – крюки рядами вверх уходят – подъем идет быстро – зазеваешься на швартовых – не сбросишь петлю с крюка – будет - два варианта – либо веревка на рым под водой затянется – вода поднимется и яхту перевернет через борт – либо слетит швартов с рыма и струя течения отбросит нас - или под винты стоящей рядом баржи или на рваный наждак соседней стенки – поэтому напряжение и нервов и мышц – реальное – на руках слабину выбираешь, подтягивая все наши 42 тонны – крепишься к борту – снова подбираешь швартов на самой низкой амплитуде – и только подобрал - нужно уже скидывать петлю с рыма –перебрасывать ее на следующий крюк над головой и снова – 42 тонны на руках держишь – снова внатяг выбираются канаты – снова нельзя пропустить момент переброски – пока поднимешься к небу под серый германский дождичек – весь потный – грязный – в тине – в ракушках – ладони стерты – кожа сорвана о грязный вонючий канат – весь русский мат, как мантра - сто раз повторен по всем земным и небесным регистрам - и так весь день - полчаса шлюзовки – полчаса езды и снова все по новой – тяжёлый галерный труд – безнадега на целые недели – черепаший ход и бурлацкая каторга…

И конечно, именно здесь должно было случиться ЧП. На борту грянул настоящий взрыв. Дело в том, что кораблик наш – набит сложнейшими современными системами – тут тебе и радарно-навигационный комплекс и множество бортовой электроники – и кран подъемный и лебедки и якорное устройство у нас на гидравлике – гидравлические носовой и кормовой подруль и сама рулевая система и даже стабилизаторы бортовой качки, все - на ней, это здорово облегчает нам жизнь – гидравлика – наш надежнейший контур – дающий кораблю на всех маневрах мощь и выносливость – эта система выдерживает любые нагрузки и в принципе никогда не ломается – случаи аварий редки – по слухам - один на миллион, но это оказался наш случай.

Маленькая хреновина – размером с копеечную монету – прокладочка резиновая на магистральном вентиле изготовленного во Франции манифолда носового подруля – не выдержала дикого давления в системе – а у нас в корабле – на минуточку – масло в гидравлике циркулирует под давлением 180 бар – то бишь технических атмосфер – вот эти 180 бар у нас и рванули от души на всё машинное отделение – фонтаны едкого - всюду проникающего масла залили оборудование – пайолы – двигатели – реле и вентили – литров 100 под давлением выстрелило в трюма корабля…

Вот тут и показал себя Георгич - олигарх… олигарх… но мужчина – характер железный… вспомнил как на заре туманной юности был дизелистом на Северах – где и сделал свою газово-нефтяную карьеру… засучил мужик рукава – полез в трюм – опередив меня и Антона - черпали с ним двое суток – сожгли в масле руки – кожу – одежду – но справились – вычерпали всё - и вот подтверждение того – что в экипаже лишних людей не бывает – именно Георгич – пролез к вентилям и нашел причину взрыва – вызвали техников с Де Альма, те - молодцы, не тянули – пришли на выручку, за 1000 верст из Голландии примчались мигом вместе с хозяином верфи – с ними мы поменяли прокладку – взяли от греха еще кучу запасных - проверили остальные вентили – опрессовали систему – вытерли насухо все пайолы – в общем – подвиг как подвиг.

Жаль, что Вы не видели героя, дорогая!

Проходим мимо Вюрцбурга – Нюренберга – Кёльхайма – нам уже не до них - шлюзы – шлюзы – шлюзы - бесконечное вязание кранцев – распутывание швартовов – заходы на мели и поиски марин - казалось этот марафон никогда не кончится – Боже ! – дай сил – выведи нас в Дунай! И я перехожу на стихи, спрессовывая увиденное, запоминая для себя, для Вас…

Тяжко рыдая – страдает и мается –
К небу всплывающий рым …
Шлюзами Стикса вода поднимается –
В сизый предутренний дым …

Мы – шлюзовые – сегодня - галерники –
Тянем швартовы - в натяг …
Через германские земли – губернии –
Версты – скупая - за так …

Каплями дождик стекает по лееру –
Палуба стала как слип …
Сколько ни мучайся в оптику Штейнера –
Всюду - всё тот же - отшиб …

Даром – что берег - зовётся - Европою –
Пахнет глубинкой Шексны …
Ели крылатые – крыльями хлопая –
Так же - под ветром - темны …

И забираются капли за шиворот –
В мелкое сито пройдя …
Так – что неясно – где город – где пригород –
Сквозь паутину дождя …

Ну а пейзажи – что мы прикарманили –
Древним утёсам под стать …
Тысячу лет – сколь ни тужься - Германия –
Рейна ей не отчерпать …

Да и про Майн – с его шлюзами мутными –
Сколько стихов ни пиши –
Сердце ушиблено - цепью мазутною –
Из под дунайской баржи …

По берегам – где меж тучами – плавкое –
Солнышко льется свинцом –
Только усердные бобики гавкают –
Словно – под Череповцом …

Лишь поутру – затерявшись во времени –
Снова очнётся душа …
Парой покажутся - белые лебеди –
Гладью зеркальной шурша …

Систолой ахнув – сожмётся предсердие –
Боже ! – ведь это же мы ! –
И обещая - за шлюзом - бессмертие –
Адские – стонут - рымы …
Поросшие недельной еврощетиною – в самом центре Европы – сидим на стальном ковчеге в альпийских горах как Ной перед потопом – скалолазы-мореманы – отщепенцы от цивилизованного человечества – говорим -- естественно – о бабах…

Тема – в сущности – библейская – под звёздным небом как под грудью у мадам – вполне актуальная – назревшая - космически мотивированная…

Итак – если вы мадмуазель – из моего ребра – то все понятые в сборе – Господь… архангелы…Георгич со стаканом Рейнвейна… Антон с банкой Туборга – даже трезвый Путин беззвучно открывает рот на голубом экране спутникового Ки Ви Эйч – тракнета… Наливаю и ему Блю Лэйбл – чтоб нам не завидовал…

«Честь имею - мадмуазель – принимайте парад !» – сам пафос пространства – исключает передоз – слова уместны – звуки синтонны – тишина красноречива - это ноктюрн – на флейте Божьей милости – на сладчайшей муке из ангельских труб… Отличный шанс – простясь на мгновенье – навеки попрощаться… Корабль - застывший высоко в горах – самая правильная площадка – для молчания поверх барьеров… Тишина ничего не оставляет не сказанным…

Вот за этим мы и уходим в море…
Плавание меняет нас – позволяя взять верные пеленги на тех, кто нам дорог… Море возвращает нас к самим себе – совершая чудо Второго Рождения…

Бернард Муатистье – великий яхтсмен 1960-х - первым подходя к финишу кругосветной гонки одиночек – Golden Globe – вдруг забыл про свой рекорд – так и не зафиксированный - повернул яхту в Полинезию – остался там жить и писать книги… Его целью стали не рекорды – а понимание себя и мира…

В той же гонке у Муатистье был антипод – Дональд Кроурхаст – Он вместо кругосветного плавания просто крутился в Атлантике и посылал ложные сообщения о переходах… Но потом выбросился за борт и погиб… А в лодке нашли записку со словами – «нет ничего прекраснее – чем истина…»

Отважный капитан барка «Спрей» Джошуа Слокам – 120 лет назад первым в мире совершил одиночное кругосветное плавание на маленькой восьмиметровой яхте – имея в своем арсенале лишь набор плотницкого инструмента, жестяные часы и горсть обойных гвоздей… Ему принадлежат слова: «Нет ничего в мире – прекраснее – самой обыкновенной прогулки на яхте…» Когда его спросили: «Почему ?» - Ответил – «на яхте между Вами и морем нет никого - кроме Бога… Где вы еще найдете такую компанию ?»

Странно – несмотря на боль в мышцах… мозоли от швартовов… усталость от бесконечных шлюзовок – аварию - психи наши и нервы – я чувствую себя почти счастливым – неужели мы прошли всё это и впереди Дунай ?

Мадмуазель, я кажется начал от Вас выздоравливать… Примите мои сожаления – если Вас это ранит…

ДУНАЙ

Настоящий Дунай начинается с Пассау – райского города – стерегущего ворота австрийского рая – силуэт немецкого Пассау – вязевый – византийский – по азиатски – дремотный - наповал бьющий синевой куполов – разноцветностью фасадов – обилием башен – часовен и замков – в принципе таких красивых городов в жизни не бывает – только на картинках – за одним исключением – Пассау реален – это не город – это – каменная сказка – преддверие парадиза - первое дунайское чудо – за которым начинается уже собственно Австрия и ее голубой Дунай - великая горная река – забранная в шлюзы и презирающая их со всей безудержностью стихии – если на Рейне течение быстрое – то здесь сумасшедшее – а на отдельных участках – безумное – если Рейнские воды мятые как фольга – то Дунайские волны похожи на жесткие складки – водовороты кружат воронками – пена на камнях как взбитые сливки – вокруг всего этого кипения – малахит альпийского разнотравья – зелень такой интенсивности – что - закрыв глаза – видишь горы изумрудов рассыпанные средь солнечных бликов …

Летим в ущельях между Линцем и Веной . Река петляет в горах – камни гранитные у самого фарватера – течение 20 километров в час и наш собственный ход столько же – вместе выходит как на машине по льду без тормозов – сороковник на воде в узкости – это уже на грани управляемости – но ход уменьшать нельзя – потеряем упор рулей и винтов – а с ним свободу маневра - берега проносятся – экстрим – однако …

Красота сумасшедшая – альпийские пейзажи как в калейдоскопе – деревеньки винтажные – трогательные - с красными черепичными крышами - словно иллюстрации из детской книжки – все это пленяет - мелькает – завораживает - не успеваешь вглядеться – как перед глазами уже новые красоты и новый пейзаж – начинаются скалы – водовороты кипят – дух перехватывает – рафтинг какой-то – только что любовались перспективой гор на километры – а сейчас уже летим мимо города Штруделя – того самого – яблочного – штурвал крутим как бешеные – вписываемся во все повороты и даже успеваем сфоткать скалу – на которой погибла яхта Франца Иосифа – на скале – знак памятный – нам в устрашение ! Приходим в лучшую марину Вены – «Марина Вена» - гостевой причал прямо на реке – от течения никуда не скроешься – придется швартовку по секундам рассчитывать …Целимся …прикидываем в уме доли секунд – надо зайти против течения - прижать на мгновение нос к пирсу – спрыгнуть – пробежать вперед до кнехта – мгновенно привязаться – тогда на течении прижмет корму – и можно задний швартов завести и шпрингами растянуться… Хороший план …

Ошвартовались - на бис – прямо напротив кабака – где шла вечеринка с дресс – кодом … Народ в смокингах внимательно следил – что мы будем делать на таком сумасшедшем сносе – но принять у нас швартов никто так и не догадался – принца Чарльза среди них – видать - не случилось – ниче – мы привычные – с ходу прижали нос – привязались… вздрогнули на волне и замерли у стенки – показали им класс под венский вальс и аплодисменты …

В итоге – попали на грандиозную пьянку – юбилей венского яхтклуба – шампанское – фуршеты – обнаженные плечи красавиц …

Гудим …знакомимся – рассказываем девушкам разные страсти из морской жизни – зовём с собой к морю – смеются – в ответ – но одна – вижу – уже почти готова согласиться …

Ах, – Змиловица – сербская красавица – черноглазая – обжигающая сердце одним взмахом ресниц - как ты там без меня в своей Вене – вспоминаешь ли русского капитана? Сколько пирожных и кофе по венски – сколько айс кримов – слопали мы с тобой – в чудных венских кондитерских! Зажмуриваюсь и вижу рядом твои смеющиеся глаза – вороненую лаву волос – беззащитную прядь у виска – тонкую фигурку на ветру, вырывающем из рук зонтик – я наполняю роговицу твоим силуэтом, останавливаю мгновение, улыбаюсь мгновенной ресничной солью, вспоминая развевающиеся полы твоего белого плаща от Кавалли – ах ! - нежная Вена – награда за скитания – европеянка - сумасбродка - красотка – сладкоежка …

Она говорит – « Са-ша - на французский манер делая ударение на последнем слоге - Why in the hell would you choose this crazy way ? Ты и этот безумный маршрут – зачем?
- Crazy? – May be – а что мне оставалось – дорогая ?

- Все таки – ты – impossibly crazy… Неужели ты правда надеешься пройти Дунай?! Остановись! Stop this nonsense - now, before it is too late …пока не поздно.-
- It is too late! - Поздно!

И вот – тот самый Будапешт, за которым жизни нет.

Пьяный иду по вечерней Буде к мостам на Пешт - оба берега Дуная тонут в огнях – волны отражают этот свет, лодка наша в великолепной европейского класса марине - в ресторане виртуозы выдали нам Шуберта – Гайдна – Чардаш – и Катюшу – медовые звуки мадьярской скрипки еще звучат где-то в позвоночнике.

В те минуты казалось – что все трудное уже позади – мы пролетаем по триста - четыреста километров в день – вниз по течению – такими ходами – еще пять суток и мы в Констанце – а там – вот оно – море – где можно встать на привычные вахты – и пойти по кратчайшей прямой к Босфору …

Сербским участком нас особенно пугали – мол там после войны до сих пор неизвестно что творится – разбомбленные мосты в Белграде – до сих пор кое - как наведены на понтонах – то ли можно пройти – то ли нет – а еще говорили, что нет у сербов никакой навигации – ни знаков на берегу – ни бакенов – ни заправок – ни сервиса... и даже якобы есть пиратство – пугали нас сильно – подъедут – мол - к вашей яхте на рибе ребята с АКМами – выпотрошат весь корабль от киля до клотика – и семь футов вам, господа яхтсмены… Что за информацию скармливают СМИ европейцам – судить не берусь, но свидетельствую – все от начала до конца – чушь. Сербские деревни и городки стоят у воды целые и невредимые – по берегам чудесные рестораны – люди милые и отзывчивые – гостеприимство мы встретили везде абсолютно русское – в одном кафе с нас вообще отказались брать деньги за ужин – только услышали русскую речь – и все – весь наш стол – сразу отписали за счет заведения – еле - еле впихнули им деньги хотя бы за выпитое вино – до последнего брать отказывались.

Мосты и береговая навигация тоже оказались в наличии – с бакенами – правда – засада вышла – но это потому что у всех – и у словаков, и у хорватов – и у болгар с румынами – разлился Дунай в паводке – посрывал с мест все бакены – стихия…

О «Железных Воротах» мы много слышали – но увидев воочию – все равно ахнули – это конечно – не Гранд каньон в Колорадо – но если смотреть с воды - зрелище не для слабонервных … Недаром на скале у входа в каскад тесных ущелий с румынской стороны стоит православный храм – построенный с одной целью – благословлять корабли – идущие на штурм «железных ворот» – не забуду фигуру румынского батюшки, осеняющего нашу яхту и нас православным крестом…

Снова – скалы - тоннелем смыкающиеся впереди и вокруг – снова шум воды, перекрывающий звуки моторов – снова мертвые петли скального русла – бешеные свальные течения… водовороты… глубины по пятьдесят метров – только это уже не Германия – не Австрия – никаких вам на берегу семафоров… – с кораблями идущими навстречу – пытаемся связаться по радио – где то выходит – где-то нас не слышат или не понимают – в одном из ущелий едва разошлись с пассажирским теплоходом – навстречу которому мы вылетели из-за поворота – ничего не поделаешь – издержки безумного рафтинга – наш проход здесь наполовину сплав – скорости движения автомобильные – только нет ни разметки – ни тормозов – летим – уворачиваясь от глыб и на Бога надеясь…

Если разобьемся – спасать нас здесь вряд ли кто-то будет – места дикие и ничейные – справа сербский берег – слева – румынский – пока будут с берегов друг на друга кивать – если будет кому кивать – все , что угодно, сто раз может случится… К тому же – ни та ни другая сторона – ничего не знает о нашей яхте – в этой деревенской местности – не желая вляпаться в долгие бюрократические процедуры - мы сознательно избегаем погранично таможенных формальностей – почище контрабандистов всех властей шугаемся – но если сербам на стоянках на нашу яхту было глубоко плевать – не бюрократы они совсем - да и к русским по братски относятся – то за румын поручиться нам некому – поэтому в виду надвигающихся сумерек – с опаской – потихоньку привязываемся к румынскому причалу – авось пронесет – переночуем – не лезть же в ночь на новые скалы – тем более вон гроза надвигается – молнии так и сверкают за линией гор …

Эх – где он - тот румынский капитан портовой полиции – не икается ли ему сейчас – не снятся ли кошмары про русскую яхту – изгнанную им в ночь на реку – под молнии - в грозу – в темноту – на свирепое Дунайское течение – ах с каким бы наслаждением я взял бы его сейчас с собой в грозовую дунайскую ночь – ему ли не знать – что это такое – в темноте штурмовать участок – который и днем – то пугает одним своим видом… Я б позволил ему постоять с багром и фонариком на фордеке – в отсветах молний сквозь стену ливня каждый раз вздрагивая при виде несущихся навстречу - отчаянно близких скал… а потом я предложил бы ему в качестве физзарядки – полночи тыкаться на мелях – ища якорное место – под истошный писк одуревшего эхолота – показывающего глубины – меньше штатной осадки судна.

Бог миловал… едва уцелев в скалах и потом с ходу чуть не влетев в темную тушу баржи, покинутой экипажем – без огней стоящую на рейде - встали на якорь с ней рядом, ...стравили метров двадцать цепи… вздрогнули… описали циркуляцию и повисли на течении… цепь скрипит… дождик стучит по палубе … вода проносится мимо нас – понаблюдали часок – вроде держит якорь – ну и ладушки – значит – закончилась наша бессонная вахта – можно вздремнуть часика четыре, до рассвета …

Только доношу голову до подушки – глаза сами смыкаются – воскрешая во всех подробностях всё пережитое…Снова гроза… ливень… темень… несемся в трех метрах от скалы… на реверсе едва успевая откинуть корму от камней… Этот страх… он существует как бы отдельно от меня – такой профессиональный страх провалить некую миссию – которую сам на себя взвалил – смотрю на Георгича – на Антона – понимаю с ними тоже самое – психуют – матерятся – им страшно... но это отдельно от них – им тоже просто дело хочется не запороть – в целости довести корабль и себя не угробить …

Странно – понимаю что сплю и понимаю при этом, что всё правда – сейчас мы разобьемся об эти камни и на этом закончится не только наш поход… всё на этом закончится ... с удивлением понимаю, что улыбаюсь и с интересом жду нового в жизни опыта – как – то так отстраненно думается – «вот сейчас нас опрокинет … перевернет на камнях и придется тонуть – интересно – что это за ощущения» – абсолютно со стороны на себя смотрю и понимаю, что в полном осознании себя нахожусь …

Катенька… бешеная нежность в груди… все слова невпопад… Девочка… это сон… или мы с тобой только что правда неслись на камни ? Cнящейся - невдомек – спящему - не разобрать из под спуда … неужели в эту минуту ты была со мной - рядом ? Или я так отчетливо о тебе подумал – глаза твои рядом увидел – улыбнулся тебе – обрадовался, что ты здесь – у плеча – что повезло тебя в такой момент вспомнить – а через секунду мы уже выскочили – отвернули от скалы ? – мгновения яви как сна и сна как яви - но я сам момент и все мысли в нем хорошо запомнил – теперь знаю – чего в такой момент, когда он повторится однажды – хотеть буду – очень хочется умереть осознанно – без страха – без паники – успеть зафиксировать в сознании само мгновение – выхода гигантской энергии – рывком из тела – уверен – это потрясающий опыт , который люди упускают от страха – лишая себя самого сильного в жизни переживания – когда это случится – я изо всех сил постараюсь ничего не упустить – все пережить и в сознании зафиксировать – думаю – это возможно – это поразительное должно быть ощущение – предельное по духовному усилию и фантастически яркое …

Я с тобой легко об этом говорю – знаю, что ты даже это во мне поймешь – а если ты это можешь понять – это самое предельное – о чем лишь самому себе сказать можно – если на этой границе можно иметь понимание и совместность – с другим человеком – а я сейчас тебе об этом говорю – значит она уже есть – эта совместность в самой предельной точке – то дальше по всей траектории нет ограничений на резонанс – и я тебя могу так же понять абсолютно в любом регистре…

Всё просто… девочка… есть два человека – между ними разряд совершенно уникального духовного и физического поля – нежность немыслимая – невозможная просто - как результат этого разряда – в таком абсолюте – в такой полноте и с такими бесконечными регистрами сердца – что словами объяснить нельзя – можно только в глаза посмотреть – единственное, что будет уместно и похоже на правду… Вот и все – собственно… А иначе на фига было переться через все эти скалы и камни ? Странное чувство сегодня… Прежняя жизнь закончена – она исчерпана – она осталась как освоенная территория – сейчас новая карта – четырехмерная – она имеет уже не Север – а угол к оси Эклиптики – не вектор – а спин – и квантовый переход вместо прежней термодинамической составляющей – нежность входит в состав материи как необходимая компонента – все уравнения имеют свои парадоксальные решения и есть люди, которые любимы и дороги… Море…. стихи… корабли… книги… счастье осознания нюансов смысла – все это - просто радостное наполнение новой своей траектории… на этой траектории есть ты – это важно – я могу тебя и не видеть при этом – никакой драмы в этом нет – но если увидимся и будем рядом – просто добавится радости… самое офигительное в этом состоянии полнота осознания себя во всех освоенных в прежней жизни контекстах с удержанием в фокусе всех новых – одновременно доступных ординат – никакого страха ни по какому поводу – против вещей невыносимых – а они есть на свете – и способны обрушить любые смыслы – вот специально против них – оружие терминаторов – компонента Веры – все удивительно чисто сбалансировалось – без грусти…

Мы еще пока на Дунае – но мыслями я уже в море… я понял вдруг - все эти реки – это тоннели – которые выводят на свет… море это свет... это мы с тобой… милая - теперь я готов к нему… мой внутренний Джи Пи Эс заработал – просто надо было понять –что ты мой компасный Север – тогда все сразу встало на место – вот полярная звезда… вот линия горизонта… вот мы с тобой… вот Дунай… теперь – что бы эта река не приготовила нам напоследок – я твердо знаю – что мы прорвемся… Человека, имеющего такую непоправимую нежность в сердце, ничем нельзя испугать – просто надо ее иметь - когда она есть - возникают задачи – выходящие за рамки жизни – а когда они возникают – мы можем вообще ничего не бояться – вот поэтому я и написал тебе в смске из Вены, что жизнь только начинается – ты если посмотришь сейчас или завтра в мои глаза – поймешь – что это действительно так…

Не хочется прекращать разговор и просыпаться – но остается последний рывок к Констанце – мы все трое на пределе – море снится не только мне…

На рассвете без задержек проходим – знаменитые шлюзы Джердап один и Джердап два – спуски вниз аж на 38 метров – за которыми – чуем уже – ждет нас разлив реки на километры – нет больше Дунаю никаких препятствий – дальше на сотни верст болгарско-румынские равнины – от берега до берега затопленные общеевропейским наводнением …

Одно дело загадывать – другое – самим во всё вляпаться – на собственных нервных клетках проверяя проходимость каждого километра… Сколько по морям ходил – и шторма видал всякие – на море всегда знал – на таком корабле как наш Альм - везде пройдем – хватило б только сил и вестибулярного аппарата на качке, а на этой реке ничему нельзя верить – фарватер гуляет – постоянно меняет русло – на равнинах под тонкой пленкой воды на целые километры затопленные острова – меж которыми кусты по воде плавают – смотришь на такой куст и гадаешь – то ли земля под ним вздыбилась мелью – то ли он и впрямь - как и мы – путешественник… но кусты - ладно – деревья – целые стволы с ветками – бревна тридцатиметровые – туда сюда по воде плавают – только по сидящим на них чайкам иной раз и можно опознать такое бревно – налетишь на него с разгону – прощай винты… но это и у нас на Шексне не диво – видали мы такое – а вот начисто отсутствующая навигационная обстановка – это что-то новенькое – все буи либо сорваны и находятся не на своих местах – либо их нет вовсе – где фарватер - одному Богу известно – река раскинулась вширь на километры – а лента фарватера вся шириной не больше ста метров – только найти ее в этом разливе – нужен экстрасенс впридачу к эхолоту – но у нас на борту нет экстрасенсов - так и ехали больше тыщи верст по одному эхолоту – как увидим на дисплее мель – начинаем носом водить – пока опять глубина не появится – потом снова врубаем реверс – крутимся движками враздрай - ищем и снова идем – чем ближе к устью – тем все хуже – мели –мели – мели …

Пройти тысячу верст от Белграда до Констанцы можно только сдуру – дуракам везет – мы прошли за этот поход три с половиной тысячи километров по рекам – из них две тысячи по Дунаю …

Неужели мы сделали это? Потом будет морской канал у Черноводы - два последних шлюза, за которыми – Констанца и Черное море… Незабываемый – пленительный Стамбул – всей своей византийской панорамой развернутый к Босфору… Мы пройдем Дарданеллами – выйдем к Самосу и повернем на юг… Здравствуй, эгейская волна!

В МОРЕ

Наш корабль напоминает мне звездолет “Тантра” из романа Ефремова “Туманность Андромеды”. На мостике, тускло мерцающем дисплеями навигационных систем, ничто не мешает смотреть на звезды. И развертка радара, рисующая в ночи очертания греческих островов, напоминает скопления галактик Млечного пути.

Собственно это и есть счастье … Я ведь давно знаю эти ночи на вахтах – когда щелкнув рубильником и погасив красную подсветку на мостике – под ровный гул дизеля и удары волн шагнёшь к борту навстречу порыву резкого солёного ветра, и тебе в лицо вдруг всеми своими миллиардами огней полыхнет Галактика… Всё что я хочу сейчас, дорогая, чтоб ты однажды вместе со мной увидела эта свет…Поверь, он стоит всех глупостей – что мы оба под ним натворили …

 
 
Торговый дом «R-Ships – Настоящие Корабли»
Адрес: Московская обл., г. Долгопрудный, ул. Набережная, 22. Яхт-клуб «Аврора».
Тел: +7 (926) 611 56 86, E-mail:
Рейтинг - яхты и катера
  Login